Аутсорсинговая разработка в геймдеве: анализ и подводные камни.

Аутсорсинговая разработка в геймдеве - анализ и подводные камни

Сегодня, когда речь заходит о перспективности того или иного вида разработки и потенциального заработка в геймдеве, наиболее привлекательной считается продуктовая разработка.

Часто она подразумевает, что в любом случае команда будет разрабатывать именно собственный проект. И здесь неважно, как он будет финансироваться: собственными заработанными средствами (если компания уже добилась успеха), собственными ресурсами (инди-разработка) или за чужие деньги (краудфандинг или инвестиционный проект).

Именно это мысль почему-то пришла вошла в голову многих. Дескать, разработка собственного проекта — это аксиома, которая не подвергается никаким сомнениям. Уж слишком сладостным кажется будущее при продуктовой разработке.

В то же время нельзя не отметить, что аутсорсинг — это также довольно привлекательное направление в геймдеве, которое вполне может приносить хорошую прибыль.

Естественно, в этом бизнесе также есть свои плюсы и минусы. Есть вещи, лежащие на поверхности, а есть подводные камни и проблемы.

В данной статье мы не будем рассматривать основополагающие вещи, поскольку они уже давно были описаны во многочисленной литературе и на общедоступных ресурсах. А вот о подводных камнях стоит поговорить, поскольку эта тема не только очень объемна, но и многогранна, ведь у каждого заказчика аутсорса или аутсорс-разработчика есть свой уникальный опыт, который вполне может отличаться от опыта коллег. И именно тему подводных камней мы обсудим сегодня, пусть и в разрезе личного опыта автора и опыта коллег.

Оптимальная аутсорсинговая разработка в геймдеве. Ожидания.

V_ozhidanie

Если говорить кратко, то аутсорсинг предполагает делегирование каких-то видов работ другим разработчикам, не входящим в состав делегирующей компании. И в целом кажется, что, проходя определенные этапы такого вида сотрудничества, ни заказчик, ни исполнитель не имеют никаких проблем. Давайте рассмотрим более подробно эти этапы.

1. Наличие денег и ресурсов

Естественно, нельзя начать аутсорс-сотрудничество, если заказчик не может оплатить требуемые работы (мы не берем в учет мелкое партнерство без оплаты труда), а у исполнителя нет требуемых ресурсов для выполнения поставленной задачи.

В идеальном варианте у первой стороны достаточно денег для оплаты требуемых работ, а у второй стороны достаточно ресурсов для того, чтобы сделать заказанные работы. Т.е. где-то в пространстве вселенной Интернета обитают 2 половинки одной души, которые еще не встретились и не объединились во что-то светлое, чистое, великое.

2. Поиск потенциального партнера

Интернет велик и огромен, а геймдев прогрессирует со скоростью вращения центрифуги в стиральной машине, поэтому процесс поиска потенциального партнера не вызывает никаких затруднений. Исполнитель уже имеет репутацию и имя, следовательно он на слуху в индустрии. Для подстраховки он разместил информацию о себе на всех крупных порталах для подобных целей и имеет массу положительных отзывов (ну или хотя бы несколько). Заказчик же владеет информацией о всех потенциальных исполнителях (путем изучения рынка, через знакомых или путем поиска партнера на тех самых крупных порталах), связывается с ними.

То есть для заказчика — не проблема найти себе потенциального исполнителя, а огромное количество заказов позволяет исполнителям не переживать, что они останутся без дела.

3. Выбор потенциального партнера

Перед выбором партнера потенциальный заказчик всегда тщательно изучает кандидатов. И на основе сделанных выводов выбирает себе наиболее подходящего партнера. Естественно, процесс выбора будет сопровождаться различными сопутствующими телодвижениями: от рассмотрения резюме потенциальных исполнителей на предмет наличия соответствующей квалификации и опыта работы именно в необходимой заказчику области до собеседований в скайпе и выполнения тестовых заданий. Но в целом, если подход к процессу выбора будет верным, у заказчика не возникнет трудностей.

pravilny_vybor

У исполнителя же все просто: если заказчик дает выгодные условия, то можно стартовать работу. Если выгодных условий нет, то и выбирать такого партнера нельзя.

4. Наличие, постановка и обсуждение четко поставленной задачи

Естественно, еще до старта работ, вы сразу же должны обозначить будущие задачи, грамотно сформулировать их и поставить в работу. С этим пунктом не должно возникнуть никаких проблем. Заказчик дает всю необходимую документацию и другие сопутствующие материалы, дает четко поставленную задачу и просит ее сделать.

Исполнитель принимает материалы и понимает фронт потенциальных работ, оценивает сроки, ресурсы и бюджет.

5. Обсуждение условий работы

Финансовые условия совместной работы, как и некоторые иные факторы, активно рассматриваются партнерами при обсуждении условий сотрудничества.

Рассмотрим эти факторы:

а. Тип сотрудничества

• Аутсорсинг

Предполагает, что компания-заказчик дает конкретные задачи, а команда внутри компании-исполнителя под руководством внутреннего проект-менеджера выполняет поставленные задачи и предоставляет заранее оговоренный результат.

• Аутстаффинг

Предполагает, что компания-заказчик дает любые задачи, а команда внутри компании-исполнителя под руководством внешнего проект-менеджера выполняет все желаемые задачи, поставленные внешним руководителем, и предоставляет тот результат, который хочет видеть внешний руководитель, даже если желаемый результат будет меняться каждый день.

б. Объем работ

• Комплексная аутсорс разработка

В этом случае компания-заказчик отдает в работу компании-исполнителю полный комплекс задач, связанных с разработкой/поддержкой игры/приложения.

• Частичная аутсорс-разработка

Предполагает разработку отдельного комплекса задач по разработке/поддержке игры/приложения.

в. Условия сотрудничества

• Чистый (“голый”) аутсорсинг

Предполагает, что партнеры заранее обговаривают объем работ, фиксированную сумму оплаты (рейты), период, и работают согласно этим договоренностям

• Партнерский аутсорсинг

Предполагает, что компания-исполнитель не только выполняет работы за фиксированную оплату, но и получает какой-то дополнительный процент от прибыли разработанного продукта, либо же процент от самого продукта

• Time and matherial аутсорсинг

Предполагает, что оплата идет по факту времени, затраченного на выполнение задач.

В идеальной параллельной вселенной оба партнера не только знают об этих факторах и их специфике, но и рационально рассматривают их при обсуждении условий сотрудничества. Они рассматривают взаимные доводы, находят точки соприкосновения и запускают производство.

6. Согласование формата работы

Формат совместной работы и сдачи-приемки промежуточного и конечного результата — это невероятно важный момент, который необходимо согласовать и заказчику, и исполнителю. Выработав правила совместной работы, партнеры смогут действовать максимально точно и предоставлять именно тот результат, который ожидает вторая сторона. Кроме того, знание стандартных схем сотрудничества помогает избежать лишней работы (изменений, переделок, фиксов), и, как следствие, помогает сэкономить деньги.

Естественно, мы предполагаем, что оба партнера уже давно не на первом курсе ПТУ под названием “Геймдев”, поэтому не только знают всю теорию, но и успешно применяют ее на практике, а также имеют большой опыт в сотрудничестве подобного рода.

7. Подписание договоров и старт работ

Как только достигается предварительная договоренность, в дело вступают юристы. Процесс подписания договоров может быть разным, но при должной подготовке и максимально корректном подходе он не занимает много времени. Заказчик или исполнитель кидают друг другу стандартный договор, он подписывается и стартует непосредственно рабочий процесс.

8. Рабочий процесс

В чистой и светлой, но параллельной вселенной, построенный и налаженный вами рабочий процесс будет протекать идеально, или близко к идеальности. Вы получите полное ТЗ и иные материалы (от исходов игры до исходов ресурсов, всю документацию), отдадите все это сокровище своему PM-у, который запустит процесс разработки.

Сама разработка будет протекать по ранее определенным правилам, фиксов будет минимум, а подводные камни окажутся камешками, но не рифами. Между заказчиком и исполнителем будет полная гармония, они станут полноценными партнерами, будут понимать друг друга и верно оценивать ход работ и принимать профессиональные взвешенные решения относительно всех узких мест.

9. Подведение итогов работы и получение результата

На финишной прямой, естественно, каждая из сторон получит именно тот результат, на который она рассчитывала. У заказчика будет желаемый продукт (или его часть), на котором можно заработать целое состояние, а у разработчика будет чистая прибыль в виде суммы, полученной за разработку. А возможно еще и процент от прибыли, а также новый надежный бизнес-партнер, с которым можно будет запускать следующие совместные проекты и наращивать обороты.

Оптимальная аутсорсинговая разработка в геймдеве. Реальность.

giphy (1)

Любая аутсорсинг разработка — это совокупность взаимодействий между заказчиком и клиентом, и она будет успешна только в том случае, если это взаимодействие обоюдопрофессиональное и обоюдовыгодное для обеих сторон. И во всей этой гармонии есть одна проблема: и заказчику, и исполнителю необходимы максимально приемлемые условия для сотрудничества. Но, как показывает практика, во многих ситуациях понятие “обоюдовыгодные условия” может различаться. То есть, фактически, очень часто желания, запросы, аппетиты и взгляды заказчика и исполнителя не совпадают, либо вообще прямо противоположны.

Если заказчик имеет достаточное количество денег и готов на небольшие уступки, а аппетиты исполнителя адекватны — проблем не возникнет. А вот когда баланс не найден, начинается все самое интересное …

1. Наличие денег и ресурсов

Как мы уже говорили выше, в идеальной ситуации у потенциального клиента есть достаточный бюджет на разработку, а у заказчика хватает ресурсов для нее. Однако в нашем погрязшем в разврате и лжи мире ничего идеального нет, поэтому первые проблемы начинаются уже на этой стадии.

Заказчик и наличие денег

К моему личному огромному сожалению, у потенциальных и реальных заказчиков неограниченный бюджет бывает далеко не всегда. Если не сказать, что чрезвычайно редко. И даже крупный бюджет — это редкость.

Любой заказчик — это бизнесмен, а бизнесмен пытается сэкономить даже тогда, когда ему не обязательно экономить. Такова уж природа этой деятельности. Но стоит отметить, что то ли в силу дешевизны цен на СНГ-ресурсы и более высокого уровня жизни в США\Европе, то ли в силу иного менталитета, зарубежные партнеры более лояльно относятся к данному вопросу и понимают, что за качество\скорость\заинтересованность всегда нужно платить, причем платить хорошо. А вот на территории СНГ зачастую принято сначала торговаться N дней (причем не очень важно, есть ли в этом смысл, либо это делается просто для удовольствия), потом попытаться максимально опустить планку цены, а потом уже снизойти до обоюдовыгодных условий.

Исполнитель и наличие ресурсов

У исполнителя, как ни странно, тоже есть проблемы, которые сконцентрированы в таком пункте как “наличие ресурсов”.

Обычно крупная компания-исполнитель не сидит и не ждет, когда на нее свалится манна небесная в виде выгодного аутсорс-заказа. Наоборот, работа уже набрана, она кипит, проекты “пилятся”.

Одновременно с этим, естественно, постоянно ведется процесс поиска потенциальных партнеров, sales-менеджеры не дремлют. Но, внимание, это не означает, что какая-то часть команды сидит без дела.

Аутсорс-заказы специфичны тем, что они, как налоговая полиция, приходят неожиданно. И в этот момент необходимо грамотно распределить ресурсы. Какие-то работы приходится откладывать, какие-то совсем останавливать. Часто помогает декомпозиция одной большой задачи на более мелкие, что позволяет привлекать ресурсы именно в тех этапах разработки и задачах, в которых они необходимы. Иными словами, необходимо грамотно спланировать не только работу по проекту, но и работу компании в целом.

Как обойти подводные камни

Просто. Заказчику нужно понимать, что нормальная разработка не будет стоит дешевле среднерыночной стоимости данных работ. И нужно быть готовым потратить эти деньги. Исполнителю достаточно понимать, что он сможет выполнить свои обязательства и получить хороший отзыв, а не удар по репутации.

2. Поиск потенциального партнера

В поиске потенциального партнера также есть множество проблем, причем у каждого они свои.

Естественно, в учет берутся те случаи, когда необходимо наладить какое-то масштабное производство (целый проект, серия проектов), либо хотя бы отдать “на сторону” какое-то направление работ (арт, девелопмент, геймдизайн). О мелких работах мы не говорим, поскольку найти парочку фрилансеров — это не такая уж и глобальная проблема.

Проблемы поиска у заказчика

Проблема заказчика в том, что, несмотря на огромную динамику развития рынка геймдева, найти хорошего аутсорс-исполнителя в СНГ довольно трудно, потому что:

  • Мелких команд много, но они не вызывают доверия. Достаточно бросить объявление на тематических интернет-ресурсах или клич в социальных сетях среди друзей из сферы геймдева, как вам тут же напишут ответ. Но можно ли считать такой поиск успешным?
  • Крупные компании найти сложнее. Точнее, проблема не в том, чтобы просто найти какую-то крупную компанию. Проблема найти такую, о которой бы тебе кто-то из доверенных лиц дал положительный отзыв, и чтобы в ней были нужные специалисты, а еще чтобы были свободные ресурсы, да, еще хотелось бы, чтобы был опыт нужных скилов и чтобы цена соответствовала качеству. В общем-то, это напоминает список требований мужчины к женщине, или наоборот.
  • Очень крупные компании найти очень сложно. Сложно не потому, что они не могут что-то сделать, а потому, что у них редко бывают свободные ресурсы, а работать они предпочитают только с очень богатыми и именитыми клиентами.

В итоге, когда заказчик определяется со списком критериев поиска, оказывается, что под этот список не попадает никто. И приходится либо искать более долго и тщательно, тратить время и “шерстить” всю индустрию, либо урезать список своих критериев.

Проблемы поиска у исполнителя

Перед потенциальным исполнителем стоят иные проблемы относительно поиска.

  • Мелкие аутсорсеры сталкиваются с борьбой за заказы. Им придется искать заказы самостоятельно, буквально выбивать их. Для этого желательно ездить на конференции, заводить друзей и знакомства, иметь что-то в портфолио. Для этого нужно начинать с малых работ, ставить более низкие цены. Уметь наладить контакты, расположить к себе и добиться заказа. Постепенно наращивать отзывы и связи. Расти и развиваться.
  • У крупных аутсорс-компаний жизнь не намного легче. У них есть уже стабильные проверенные партнеры, есть заказы, есть имя, есть реклама. К ним обращаются, с ними хотят работать, но в ответ они ищут выгодных условий, им мало работать ради работы и мелкой прибыли. А это желание требует партнера, который может дать желаемое. А таких немного.
  • Очень крупные компании ищут не только очень выгодных условий. Им важно и имя партнера, потому что они хотят не просто работать с кем-то, а подпитывать свой авторитет. А таких заказчиков еще меньше.

Очевидно, что для обеих сторон необходимо проделать солидный стек работ в процессе поиска подходящего партнера.

Как обойти подводные камни

Заказчику нужно составить критерии для поиска и искать партнера, который максимально близко подходит под эти критерии. И понимать, что если не получается найти подходящего партнера на 100%, то пересматривайте критерии выбора.

А для исполнителя все просто: ищите того, кто готов не просто платить, а быть полноценным партнером.

3. Выбор потенциального партнера

Парадокс и абсурдность ситуации в том, что, вроде бы, оба потенциальных партнера уже нашли друг друга и находятся в шаге от выбора. Но в какой-то момент оказывается, что у каждого из них свой список требований друг к другу, своя позиция по этим требованиям, свои взгляды на идеального партнера. В итоге обе стороны пытаются состыковаться, но не стыкуются вместе, потому что кто-то кого-то в чем-то не устраивает. И не выбирают друг друга. И возвращаются на второй этап (поиск партнера). Это похоже на старую добрую программу «Любовь с первого взгляда», где парни и девушки смотрят друг на друга, подмигивают, улыбаются, вроде бы все хорошо, а потом начинается процесс выбора. И тут целая Санта-Барбара: Петя выбрал Маргариту, Маргарита выбрала Якова, его же выбрала Алла, а сам Яков выбрал Афанасия.

Проблемы выбора у заказчика

Основная проблема выбора потенциального партнера заключается в том, что подходящих партнеров очень мало. А критериев определения подходящего партнера слишком много. По сути, любому заказчику нужна команда, способная выполнить определенный стек задач.

Kogda_trudno_sdelat_vybor

Но в работе с командами разных типов есть свои особенности. Давайте рассмотрим их:

  • Мелкие команды встречаются наиболее часто и они самые активные. Однако такие команды редко дорожат своей репутацией, а договора в СНГ не являются гарантией хорошего результата. Да, им можно заплатить в разы меньше, но это риски, а бизнес не любит рисков. К тому же, кто вам даст гарантию, что мелкий аутсорсер выдаст качественный результат? Если бы он имел опыт и успехи, то наверняка был бы не таким мелким и не брал бы дешево за свою работу.
  • Крупные компании берут больше денег, что не всегда приемлемо. Но при этом имеют репутацию, как и отзывы о своей работе. Это позволяет существенно уменьшить риски при выборе партнера. К тому же наличие большого портфолио, имени, репутации и положительных отзывов позволяет надеяться, что данная команда сделает свою работу и быстрее, и качественнее. Но, как уже было сказано, они ищут достаточно выгодные условия для себя и активно рассматривают партнерскую разработку.
  • Очень крупных и именитых компаний очень мало. Обычно это действительно профессионалы, которые работают с партнерами по всему миру, включая очень известные студии. Они имеют и репутацию, и квалифицированных специалистов, и имя. Но берут за свою работу очень крупные суммы, по крайней мере, согласно меркам СНГ геймдев индустрии. К тому же, зачастую, они работают не только за прибыль, но и за процент от прибыли или продукта. Либо, если им его не дают, еще больше завышают цены на разработку.

Кроме финансового вопроса сложность и в том, что необходимо выбрать исполнителей под конкретную задачу. А задачи всегда специфичны. То есть, если говорить на конкретном примере, вы можете искать:

  • Обычного юнити-разработчика;
  • Разработчика юнити, но и с опытом “нативной” разработки;
  • Разработчика юнити, но с опытом нативной разработки и с опытом в клиент-серверных приложениях.

Чем специфичнее и сложнее задача, чем больше запросы исполнителя (потому что количество подходящих исполнителей меньше, конкуренция меньше), соответственно выше цена. А ведь накладываются и другие желаемые условия, которые выставляет заказчик. В итоге все это приводит к тому, что он хочет получить золотую середину в виде соотношения цена\качество\скорость\опыт\знания (причем зачастую именно в таком порядке).

Вот такой “краткий” список требований для кандидата. Под эти критерии подходят кандидаты, но при выборе возникают проблемы.

Проблемы выбора у исполнителя

У исполнителя другая головная боль. Потенциальному исполнителю легче, потому что в большинстве случаев выбирает не он, а его. Ему достаточно гарантировать себе выгодные условия работы и понимать, что он в состоянии гарантировать в ответ необходимый результат.

Однако есть другая проблема. Для исполнителя важен профессионализм заказчика, потому что кроме того, чтобы взять на себя обязательства, их нужно еще и выполнить. И не секрет, что в процессе разработки придется решать множество проблем. Поэтому важно, чтобы партнер был профессионалом и мог четко сказать, что он хочет видеть, задать вектор работ и помочь решить возможные проблемы, либо, чтобы со стороны клиента был ответственный за это человек.

И парадокс судьбы в том, что зачастую приходится выбирать между выгодными финансовыми условиями и адекватностью заказчика.

В целом, обеим сторонам нельзя забывать, что в процессе выбора им придется тратить время на письма, разговоры, собеседования, составление (если исполнитель — новичок) и изучение резюме, обсуждения, созвоны, встречи. Иногда командировки. Это затраты, которые ложатся на плечи каждого из потенциальных партнеров. И в 90% случаев это не окупаемые затраты.

Как обойти подводные камни

Если после долгих метаний туда-сюда и взвешиваний всех “за” и “против” у вас до конца есть сомнения при выборе партнера, но жалко потраченного времени, постарайтесь начать с малого. Сделайте вместе какой-то мелкий проект или небольшую работу. Сработайтесь, узнайте друг друга. Поймите, насколько приятен и удобен в работе ваш партнер. И после этого принимайте более глобальные решения.

4. Наличие, постановка и обсуждение четко поставленной задачи

Для всех разработчиков не секрет, что для того, чтобы выполнить работу качественно, необходимо получить максимальное количество необходимых стартовых материалов, которые важны для решения задач.

В СНГ многие заказчики думают, что если они платят деньги, то исполнитель должен сам решать все проблемы и доставлять заказчику минимальное количество проблем.

Отношение часто такое: “Я плачу, вы согласились, так что делайте свою работу, не задавайте вопросов и не создавайте мне проблем”.

Однако это в корне неверное утверждение, поскольку аусорс разработка — это, по сути, партнерские отношения, в которых обе стороны должны стремиться к максимальному результату. И каждая из сторон берет на себя обязанности, которые должна выполнять.

Это не означает, что исполнитель может каждый день писать десяток глупых вопросов и перекладывать какие-то работы на заказчика. Но это означает, что потребуется необходимое дозированное внимание заказчика к своему детищу.

Иностранные партнеры отлично понимают это, поэтому с ними всегда приятно работать. Они уделяют огромное внимание документации, обсуждениям, совещаниям, анализу. Они понимают, что только такая общая кропотливая работа позволяет добиться максимума. У них это аксиома.

В СНГ же, к сожалению, такой подход встречается не всегда. Однако радует, что многие партнеры проявляют понимание и работают профессионально.

В идеальном мире вся документация и иные необходимые условия присутствуют. И в такой ситуации исполнителю нужно только подпрыгнуть в кресле, закричать от счастья и профессионально сделать свою работу.

В реальном мире, дай Бог, чтобы было хоть что-то конкретное, от чего можно было бы оттолкнуться. Это позволит провести анализ, продумать план разработки, хотя бы примерно предварительно рассчитать и необходимый бюджет.

Но лично я бы не советовал рассчитывать на такой джек-пот. Обычно все происходит ровно наоборот. У заказчика есть тухлый концепт-документик на 3 страницы 18 жирным шрифтом Times New Roman, где основное место занимает ссылка на игру-референс и фраза “Я хочу такое-же, но с перламутровыми пуговицами” и массивный документ с требованиями к будущей игре. Либо есть исходники текущей игры без документации и вам нужно проанализировать их, разобраться во всех костылях, а потом понять, как портировать весь этот “набор Счастливчика” из условного Flash в условный WebGL.

Проблема в том, что заказчик уверен, что этого достаточно для адекватной оценки и запуска работ. Исполнителю же всегда мало. Даже если ему выдадут 95% нужной информации, он все равно захочет получить 100% и будет в глубине души ругаться, что ему не дают полную документацию. Иногда именно это в итоге становится камнем преткновения.

Как обойти подводные камни

В таких ситуациях рекомендуется также начинать с малого. Нет документации — выделите человека, который может написать ее по пожеланиям заказчика. Напишите (естественно, за оплату) и на основе написанного проведите все остальные предварительные работы.

Есть исходные коды — договаривайтесь, сажайте кого-то разбираться в них, делайте анализ и ищите выходы из ситуации. Исход в любом случае зависит от обеих сторон, и если они заинтересованы в сотрудничестве, то выход есть всегда.

Даже если по итогам проведенной работы вы не договоритесь, все равно обе стороны останутся в выгодном положении. У заказчика будет уже готовая документация (или стартовый анализ исходов), благодаря которым он сможет четко сформировать свои требования, найти другого исполнителя и говорить с ним уже более конкретно. А у исполнителя останется оплата за его труд. И пусть прибыль будет минимальной или ее не будет вообще, но это цена, которую приходится платить за поиск партнера.

5. Обсуждение условий работы

Выше были описаны возможные виды сотрудничества, но не обсуждались в каких ситуациях актуально их применять и каковы подводные камни

а. В каких ситуациях применяются те или иные типы сотрудничества:

  • Аутсорсинг

Рациональность работы по этой модели обоснована, если у заказчика нет собственного качественного менеджмента, либо удаленный менеджмент работает неэффективно.

  • Аутстаффинг

Рациональность работы по этой модели обоснована, если у заказчика есть менеджер-профессионал, либо есть потребность самостоятельно управлять ресурсами.

Подводный камень в том, что заказчик может искать аутстафф-команду, а исполнитель, опасаясь, что его людей могут схантить, не желает работать по этой схеме. Либо при общении заказчика и коллектива будут допущены промахи (грубость, неверные ответы и т.д.).

б. Определение рационального объема аутсорс разработки:

  • Комплексная аутсорс разработка

Рациональна, если у компании-заказчика нет никакой возможности/ресурсов сделать разработку самостоятельно, либо она может взять на свою сторону минимальный объем работ. В таких случаях проще все сразу отдать “на сторону”. Также западные компании часто рассматривают именно этот подход, поскольку разработка на других территориях дешевле.

  • Частичная аутсорс-разработка

Рациональна, если компании-заказчику нужны только отдельные виды работ (в связи с отсутствием собственных специалистов, либо в связи с масштабированием работ).

Особенность данного пункта в том, что иностранные партнеры зачастую предпочитают полностью передать все работы (а иногда и инфраструктуру) на стороннего партнера-компанию. Дело в том, что в западной культуре и западном менталитете большую и весомую роль играют репутация и юриспруденция. Для европейцев и американцев подписанные договора являются незыблемой гарантией партнерства, закрепленного на бумаге.

В СНГ же менталитет людей такой, что каждый пытается “кинуть” другого. Договора, суды и т.д. не работают, потому что договора заключаются на оффшорные компании, судиться с которыми практически бесполезно. Иногда, если речь идет о больших деньгах, не обращают внимания даже на репутацию.

giphy (2)

Поэтому в СНГ не доверяют целые вехи производства, а стараются отдать “на сторону” небольшой стек работ, либо одиночные проекты. Очень редко дело доходит до полноценного партнерства, о котором можно говорить в разрезе примера западных коллег.

в. На каких условиях рационально работать в той или иной ситуации:

  • Чистый (“голый”) аутсорсинг

На таких условиях рационально работать, если объем предполагаемых работ небольшой, поэтому компания-заказчик не готова оплачивать работы и давать процент от прибыли проекта.

  • Партнерский аутсорсинг

Рациональность модели обуславливается тем, что компания-исполнитель делает большой или весь объем работ, используя минимум чужих ресурсов. В подобных случаях необходимо, чтобы она была максимально заинтересована в конечном результате, поскольку именно от нее зависит итог разработки.

  • Time and matherial аутсорсинг

Рационален, если тяжело предсказать сроки выполнения задачи, либо есть факторы, которые могут существенно изменить сроки разработки в ту или иную сторону.

А вот этот пункт таит в себе множество подводных камней. Противоречие в том, что заказчику выгодно работать исключительно на условиях чистого аутсорсинга. А вот исполнителю нужно во что бы то ни стало попытаться войти в партнерские отношения, ну или на крайний случай пойти по пути “Time and matherial” аутсорсинговой разработки, поскольку она более выгодна. И это существенный повод для длительных переговоров.

Как обойти подводные камни

Если подходить к вопросу рационально, то выход есть. Основной фактор, который необходимо учитывать — это объем работ, отданных на аутсорс. Если он невелик, то разговор о партнерстве закрывается сам собой. Если же это полноценная игра или группа игр, т.е. объем работ довольно большой — условия сотрудничества можно и нужно обсуждать.

Заказчику, конечно же, не хочется отдавать процент от потенциальной прибыли. Но при этом он должен понимать, что нет лучшей мотивации для партнера, чем хорошая прибыль. В нашем менталитете не зря есть такие понятия, как “строить для кого-то” и “строить для себя”. Если исполнитель заинтересован в прибыли и понимает, что будет получать ее и дальше, он будет работать в 100 раз усерднее. И спрашивать с него можно будет более жестко.

Однако это вовсе не означает, что если идет работа по схеме “голого” аутсорса, то все будет делаться спустя рукава. Ни в коем случае! И я хочу это подчеркнуть! Я строго убежден, что профессионал высокого уровня должен делать качественно свою работу в любых условиях, если он взялся за нее и дал обязательства! Но это не говорит о том, что будет бесполезно поднять мотивацию исполнителя на еще более высокий уровень.
В то же время не всегда заказчик может гарантировать настолько выгодные условия. Обстоятельства разные, они настолько специфичны и уникальны, что нельзя описать все это словами.

Но факт в одном: для совместной работы все равно нужно найти точки соприкосновения и обоюдно пойти на какие-то уступки. Если оба партнера обсудят эти уступки и сделают по шагу навстречу — результат будет достигнут. А если кто-то будет давить или поставит жесткие условия, то будьте готовы к тому, что второй партнер просто не пример это и выйдет из диалога.

6. Обсуждение формата работы

Как мы уже говорили, формат совместной работы и сдачи-приемки промежуточного и конечного результата — это еще один очень важный момент.

Заказчик в большинстве случаев основное внимание уделяет конечному результату и соответствию своих ожиданий полученным от разработчика планам, поэтому формату работы уделяется минимум времени.

Исполнителю же наиболее важны периоды суммы оплаты, поэтому основное внимание сконцентировано в этом направлении. Ну и, естественно, в направлении будущего пласта работ и его анализа.

В итоге, как ни парадоксально, формат работы очень важен для всех, но очень часто о нем забывают. Почему он так необходим, спросите вы? Потому, что если вы заранее не обсудите данный пункт и не выработаете приемлемый для обоих сторон подход к сотрудничестве, вся разработка будет сопровождаться сплошными проблемами.

Возьмем конкретный пример: компания А заказала у компании Б концепт машины. Началась работа. На этапе концепта машины комментарии давал арт-директор компании А. Потом он уехал в отпуск на 5 дней, а вместо него писал комментарии арт-лид компании А. В итоге через неделю арт-директор приезжает, концепт в стадии финализации, а он в корне не согласен со внесенными за эту неделю правками. В итоге начинается переделка авто по новым комментариям, которые противоположны предыдущим.

Что мы имеем:

  • Компания А не получает вовремя результат
  • Компания А несет убытки из-за выкинутой работы
  • Компания Б начинает отставать от выставленных сроков на реализацию
  • Недовольны обе стороны

А вот если бы обе компании изначально выработали формат работы и на время отсутствия арт-директора переключились бы на другие работы, которые не требуют его комментариев, всего этого бы не произошло. И подобные ситуации встречаются сплошь и рядом.

Интересно также, что в подавляющем большинстве случаев заказчик никогда не видит своей вины в подобных ситуациях. И получается что-то из разряда: “В чужом глазу соринка видна, а в своем бревна не заметно”. Он всегда уверен, что это вина исполните

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...

Понравилась статья?

Поддержи нас, чтобы мы создавали больше полезных ресурсов!

Случайная статья